Фантазии создателя продукта

Во время обсуждения потенциального проекта я услышал гениальную фразу, которая лишила меня дара речи: «мы сейчас придумываем продукт, ориентируясь исключительно на свои фантазии"

Фантазии создателя продукта

Во время обсуждения потенциального проекта я услышал гениальную фразу, которая лишила меня дара речи:

«мы сейчас придумываем продукт, ориентируясь исключительно на свои фантазии. Нужно проверить гипотезы цифрами и обратной связью от пользователей»

Дар речи еще не успел вернуться, как включился дар размышлений:
«а как, интересно, валидировать фантазии стартапа цифрами и обратной связью, если кроме фантазий и нет ничего?».


Лежащий на поверхности ответ из книги Lean Startup выглядит так:
быстро сбацать MVP, показать пользователям, собрать обратную связь, применить её и повторить процесс.

Но проблема в том, что «быстро сбацать» == «сбацать плохо», а «показать пользователям» - это отдельное искусство коммуникации, которое русскоязычному человеку обычно даётся крайне тяжело. В итоге получается, что пользователям сумбурно показывают какую-то фигню, те ничего не понимают, а основатели делают вывод, что «ну тут явно нет рынка».

На фоне этого кажется, что такая проверка гипотез немногим лучше фантазий. Я бы даже пошел дальше и сказал, что фантазия - это основной скилл основателя продукта. В конце, концов, продукт состоит из четырёх компонентов:

  • Собственно, облик продукта (техническая реализация клиентов, бэкенда, прототипы, документация и тд)
  • Команда проекта (техническая экспертиза, продуктовая экспертиза, дизайн, маркетинг и тд)
  • Бизнес-модель продукта (откуда брать деньги на старт и как их зарабатывать после запуска)
  • Предметная экспертиза, лежащая в основе продукта

Если по каждому из этих направлений все хорошо, то и продукт будет нормально себя чувствовать. Если хотя бы по одному из них есть какие-то недоработки, то будут проблемы.

Так вот четвёртый пункт, предметная экспертиза, - это и есть способность фантазировать, отталкиваясь от своего понимания следующих вопросов:

  • Кто целевая аудитория?
  • Какая у нее проблема и/или потребность?
  • Как эту проблему решать?
  • Как решение проблемы воплотить в продукте?

Идеальная ситуация, это когда основатели стартапа очень хорошо разбираются в тематике своего проекта и сами являются целевой аудиторией.

Например, тематика Хаос-контроля:
планирование и самоорганизация.

Кто целевая аудитория:
люди, работающие на себя.

Какая проблема:
сложно все спланировать так, чтобы потом следовать плану.

Какое решение:
проектный подход к организации целей и задач.

Вся эта концепция была сфантазирована, потому что основатель - сам себе ЦА и долго изучал тему планирования.

Или вот сервис Runtastic (или Strava из той же серии):
фитнес и здоровье.

Кто целевая аудитория:
энтузиасты бега.

Проблема:
бег - не самое прикольное занятие, нужна дополнительная мотивация.

Какое решение:
поощрение дофаминовыми всплесками за счет социального одобрения (лайки за тренировки).

Основателей лично не знаю, но подозреваю, что они долго-долго бегали, потом как-то запостили фотку со стадиона в фейсбук, собрали лайков и решили, что им кайфово, когда кто-то виртуально «смотрит» за их тренировками.

Вопрос: много было бы пользы от показа ранних MVP целевой аудитории этих проектов? Немного, потому что если есть понимание предметной области, много нового не узнаешь, а если понимания нет, то и обратная связь не поможет.

Так что фантазия, она же экспертиза в предметной области, - это ключевой скилл создателя продукта, который качается погружением в домен, чтением книг, развитием кругозора и постоянным анализом трендов.

Фантазия и интуиция работают тем лучше, чем глубже знания. Не нужно их стесняться.


P.S. Я завел телеграм-канал, в котором пишу про различные аспекты создания IT-продуктов (да и любых продуктов, в общем-то) и тому как организовывать созидательный процесс. Присоединяйтесь.

Дмитрий Тарасов

Subscribe to INPUT / OUTPUT

Don’t miss out on the latest issues. Sign up now to get access to the library of members-only issues.
jamie@example.com
Subscribe